ПРЕДСЕЗОННЫЕ СБОРЫ: ЧТО НАРАБОТАЕМ, НА ТОМ И ПОЕДЕМ
Наверное, со школьных лет всем знакомо двойственное чувство в последних числах августа. С одной стороны, закончились каникулы, а это всегда грустно, но с другой — встреча с друзьями, обмен впечатлениями. Так и в спорте: отпуск позади, но зато скоро начнется новый сезон. А нашей обновленной «Звезде» нужно, так или иначе, защищать медальные позиции. Как воссоединяется команда? Сначала общее собрание, на следующий день углубленное медицинское обследование (УМО), а следом втягивающие сборы. На них-то и отправляется команда ранним утром 13 июля.
Форсировать нельзя, ведь даже две недели вне привычного ритма снижают устойчивость организма к нагрузкам спорта высших достижений. Вот здесь процесс берет под контроль научная триада: доктор, массажист и тренер по общефизической подготовке. Предоставим им слово.
Игорь Стыкалин, врач команды:
— Скажу сразу, что результаты УМО еще не готовы, на это необходимы 10 рабочих дней. Но в целом всё в порядке. Отпуск, конечно, расслабляет, но разве это плохо? Игроки возвращаются в расположение клуба отдохнувшими, они на моральном подъеме. Всё сначала, но с новыми силами. Конечно, возвращать форму надо постепенно. Распланировать тренировки (улица, тренажерка, ОФП), сильных нагрузок не давать. Но тренеры у нас грамотные, знают, с чего начать и как поступательно идти вперед. После отпуска всегда работать интересно.
Сбор «Звезда» проведет на Черноморском побережье Кавказа, поэтому море от девушек никуда не уйдет. Это как элемент подготовки. Не знаю, конечно, насколько хорошо, если будет жара.
— Вопрос, от которого не уйти. Почему в ручном мяче, особенно на старте сезона, первые под ударом — крестообразные связки и голеностопы?
— Это явление не только в гандболе. Любой командный игровой вид спорта подразумевает нагрузку на ноги. К тому же, он контактный. И у нас не больше и не меньше травм, чем у остальных. От этого никуда не деться.
— В дисциплинированности современных спортсменок никто не сомневается: они и безо всякого контроля в отпуске выполняют предписания комплексно-научной группы (КНГ). Только вот тарафлекса у них почти месяц нет, как же быть?
— Да, надо адаптироваться. Но что поделаешь. Например, на сборах подготовка часто включает в себя бег по песку, это специальная нагрузка. А играть весь сезон приходится то на паркете, то на тарафлексе. Да и в последнем случае в разных залах он постелен на разной подложке. Например, просто на бетоне. Или, напротив, на очень мягком основании. Но играть всё равно надо. Хорошо, зал дают опробовать накануне или перед матчем.
— Вы сейчас работаете на сборах молодежной сборной России в Тольятти. Как себя чувствуют наши «звёздные» делегаты?
— Работают с горящими глазами, полны энтузиазма и желания. Будем надеяться, всё будет хорошо.
Александр Лукасевич, массажист:
— Таких явлений, как потеря мышечной массы или тем более атрофия у гандболиста после отпуска, я никогда не наблюдал. И это понятно: современный спортсмен прекрасно знает, что хорошая форма необходима, главным образом, ему самому. И поэтому каждый четко следует указаниям КНГ, особенно в последние две недели. В этом плане я за игроков всегда спокоен.
— Насколько важен массаж в данной фазе подготовки?
— У нас всё устроено так, что игрок сам знает, когда и что ему промассировать. Подходит и просит с ним поработать. Конечно, есть острые случаи или подозрение на повреждение, без МРТ или КТ массаж лучше не делать. Но, как правило, эти исследования дают полную картину. В непростой период организму лучше обеспечить покой. А затем следовать стратегии, которую разработает доктор. Массаж ведь тоже различается по интенсивности, направленности. Но это я говорю, не углубляясь в специальную терминологию.
А вообще, мы работаем в идеальной связке из трех человек: врач, массажист и тренер по физической подготовке.
— Сейчас вы в Тольятти с молодежной сборной. Когда присоединитесь к «Звезде»?
— После турнира СНГ, к которому сборная в настоящее время и готовится. Пока я всё время на связи с клубной командой, а замещать меня будет специалист из системы Центра спортивной подготовки. Он уже несколько лет бывает задействован, если случаются пересечения. А так, сезон впереди, еще наработаемся.
Арина Кругличенко, тренер по ОФП:
— Вас представили как нового специалиста на этой должности в июне, но многие игроки рассказали, что вы еще раньше раздали им «домашние задания». Значит, уже разработали методички до отпуска?
— Да. К тому же, чтобы разработать индивидуальные задания, нужно было узнать некоторое количество вводных данных о девчонках. Конечно, существует и общая направленность, потому что это подготовительный этап. Первая задача это улучшение аэробной базы и функционального состояния, то есть, способности в течение длительного времени выдерживать физические нагрузки. Потому что это качество как достигается быстро, так и теряется быстро. И двух недель достаточно, чтобы игрок «откатился» назад.
Но кроме этого у девчонок были и силовые тренировки, для разработки которых мне был нужен индивидуальных подход к каждому. Они мне сдали двигательное тестирование в режиме онлайн, это были около 10 упражнений. На основе исследования я выявила ограничения подвижности в суставах, изучила нюансы биомеханики, собрала полный анамнез прежних травм. И уже на фоне данной картины программировала тренировки. Весь план на межсезонье составлялся удаленно, но никаких затруднений это не повлекло.
— Одно дело работа КНГ, а другое — личный опыт. В бытность игроком вы ощущали этот «откат назад» после отпуска?
— Конечно. Более того, будучи игроком, я вообще не знала, что в межсезонье нужно тренироваться… Нам никогда не раздавали никаких заданий. Кроме устного напоминания о кроссах. И меня всегда это смущало. Почему так? Ведь потом мы выходим на предсезонную подготовку, и нам очень плохо. И задумалась: а почему бы за полторы-две недели не начинать подготовку самостоятельно?
Я с 10 лет мечтала стать тренером. И в «Луче» стала особенно задаваться вопросами из теории спорта. Замечать ошибки в тренировочном процессе. Начала изучать научную литературу по этой теме. В 19 лет уже приняла для себя окончательное решение пойти в тренеры.
— Можете раскрыть суть мероприятия под названием «втягивающий сбор»?
— Не нужно воспринимать силовую тренировку как сверхнагрузку. Ко всем здесь индивидуальный подход и разные задачи. Некоторые виды нагрузок воспринимаются спортсменом достаточно легко. Но главная цель это привести мышцы в более или менее нормальный тонус. Кстати, даже и тяжелая силовая работа задается с целью профилактики травматизма. Нужно гипертрофировать мышцы, которые окружают суставы, и затем постепенно выходить на предсезонный уровень.
— Мяч уже побывал в руках гандболисток?
— Да. И для меня картина оказалась ожидаемой. Где-то им тяжеловато. Но в целом индивидуальная работа в отпуске позволила переносить силовые нагрузки нормально. Если пройтись по амплуа, то тяжелее всех вратарям, ведь бег это не их специфика, но аэробная база им тоже нужна. Я довольна крайними игроками, в целом неплохо себя чувствует задняя линия. Но, повторюсь, никаких сюрпризов для меня не случилось.
Сезон нам предстоит вновь с очень плотным графиком. Игры в среднем каждые 5 дней. А это экстремальные требования к организму. Мы же не можем объявить девушкам: «В этой игре вы не напрягайтесь, а вот к следующей мы усиленно готовимся. Готовиться нужно к каждой встрече и быть на пике или околопиковой форме. Что на сборах наработаем, на том и поедем. Так что все предстоящие сборы будут довольно тяжелыми. Потом еще два товарищеских турнира: в Чехове и Тольятти. Так примерно поймем, к чему пришли, и что нужно будет улучшить.