Как одеть гандболиста и обеспечить его мячами
Какую экипировку получают игроки перед стартом сезона? Откуда клуб берёт мячи для тренировок? На часто задаваемые вопросы о гандбольной амуниции "Быстрый Центр" помог ответить начальник команды "Чеховских медведей" Кирилл Амосов и его коллега из звенигородской "Звезды" Александр Нефедович.
1. Когда клуб впервые задумывается о новой форме?
Кирилл Амосов: — Как только отгремят новогодние праздники. Это как водораздел: полгода до сборов. Это нужно, чтобы уже к маю, когда состав на новый сезон приобретёт реальные очертания, можно было бы работать по спискам с антропометрическими данными гандболистов. Эти цифры с перечнем вещей и отправляются в электронном виде непосредственно поставщику экипировки. Поставку можно ожидать вплоть до трёх месяцев.
Александр Нефедович: — В феврале-марте. Мы клуб государственный, эта процедура входит в госзакупки. Дизайн и всё остальное прорабатывается в это время. Наши коллеги из Чехова дизайн не меняли, а мы добавили цветов, всплесков, молнию, и дизайнер реализовал задуманное в специальной программе. Мы выбирали из нескольких вариантов. По-моему, красиво получилось.
Но девушкам готовить форму сложнее. Мужская экипировка постоянная, а гандболисткам приходится её подбирать более тонко, это связано с женской физиологией. Мы делаем комплекты для всей линейки "Звезды", начиная с УОР, а там девочки совсем молодые, и они могут продолжать расти и развиваться. Есть и отдельные нюансы по возвращении из декретного отпуска.
В общем, каждый новый сезон нужно корректировать антропометрические данные. Игроки их записывают сами, а я каждый год провожу опрос четырёх команд, чтобы потом не было недоразумений и обид.
2. Как одевать новобранцев, которые пришли под самый старт сезона?
Кирилл Амосов: — Игровая, парадная и прочие варианты формы заказываются с запасом, размеры в этом резервном фонде разные. Да, фамилии и номера исполнитель печатает сам, но на такой случай принт наносится уже в России. Что касается логотипов клуба, ФГР и спонсорских наклеек, то их делают с первоначальным заказом.
Александр Нефедович: — Сейчас такие технологии, что можно нанести любой принт, у нас есть фирма, с которой установлены надёжные партнёрские отношения. Мы обращаемся, и они исполняют заказ: шрифты и их размер, всё соблюдается. Есть наклейки организатора соревнований и Подмосковья, но они неизменны изначально, поэтому делаются на заводской стадии.
3. Что входит в стандартный комплект?
Кирилл Амосов: — Приблизительно 15 единиц одежды. Базовый список — это парадный костюм, разминочные костюм и кофта, по 2 комплекта игровой формы (домашняя и гостевая), гетры и кроссовки, а также футболки и шорты. Домашний портфель, выездная сумка. И, конечно, ветрозащитные курточки, демисезонные пальто и зимние куртки. Остаётся их вовремя надеть с наступлением холодов.
Выдача комплектов на новый гандбольный год — это целая процедура. Игроков заранее информируют, что нужно оставаться во дворце после тренировки в определённое время, а мы с администратором клуба Петром Сноповым часа за 3-4 уже трудимся на складе: раскладываем обновки по сумкам каждому игроку. Вдвоём проще, надо убрать коробки, верёвки, обёрточную бумагу. Затем возле сумок устанавливаем таблички с номерами, и каждый игрок получает свои сумки и вещи.
Но не бывает, чтобы все были сразу довольны. Без примерки гандболисты не уходят, и если вдруг не подходит та или иная вещь, есть возможность подыскать другую. Порой процедура затягивается на час.
Александр Нефедович: — Игровые и парадная формы, тренировочные и ходовые майки и шорты, кофты, зимние куртки (сейчас осенних не предусмотрели, но у многих они остались от предыдущих комплектов). Вообще на домашние тренировки позволяется ходить без верхней клубной атрибутики. Выезды — другое дело.
Есть домашние рюкзаки, выездные сумки, а также косметички и сумки для обуви. Генеральная примерка происходит в один день. Если что-то из одежды не подойдёт, решаем вопрос в индивидуальном порядке.
4. Каков расчётный срокслужбы комплекта, если не брать игровую форму, износ которой, по понятным причинам, случится быстрее?
Кирилл Амосов: — Всё верно, игровая форма меняется чаще по двум основным причинам: порча (разрыв) или потеря. Такое тоже случается, особенно в путешествиях. Остальные мы рассчитываем на сезонный цикл. Они менее изнашиваются, чем майки и шорты. Если, конечно, образуется дыра, и ничего исправить нельзя, мы делаем замену из резерва.
У нас склад находится на домашней арене. Чтобы это не заняло много времени, мы постоянно поддерживаем порядок и держим всю амуницию строго на полочках. Всё хранится по группам. Сначала команда Суперлиги, потом вторая, третья и так далее. Затем виды одежды. Учёт одновременно ведётся в электронном виде и дублируется бланками за подписью игроков и других сотрудников клуба.
Александр Нефедович: — Такой набор служит год, но что-то и остаётся. А у кого-то износ происходит и в середине сезона. Больше всего страдают тренировочные майки и шорты. По двум причинам: их надо чаще стирать, а ещё в них больше хлопка, чем синтетики. Но если такое случилось, у нас хватает одежды на замену.
5. Случаются ли трудности с выбором игровых номеров?
Кирилл Амосов: — Как правило, всё решается заранее. Свои воспитанники, пришедшие в главную команду, не жалуются на то, что их привычный номер уже занят, и изучают оставшиеся другие. А вот ребята постарше, которые уже заработали гандбольное имя, придерживаются персональных номеров. Для примера, Дмитрий Санталов, левый полусредний, вернувшийся в Чехов, узнал, что его 3-й номер по-прежнему вакантен — и охотно забрал его снова. Вот 1-й, 7-й 10-й и 77-й в Чехове закреплены навечно (соответственно — за Олегом Грамсом, Дмитрием Ковалёвым, Александром Черноивановым и Виталием Ивановым), брать их нельзя.
Александр Нефедович: — Случаются, конечно. Самый свежий пример — это Анна Богдашева. Когда правая полусредняя в межсезонье вернулась к нам, 93-й номер уже принадлежал правой крайней Дарье Милениной из второго состава. А так как право выбора за игроком основы, тем более Анна уже играла у нас под этим числом, Даша сама уступила. Но, как правило, такое практикуется во всех клубах.
6. На тренировках мы видим изобилие мячей. Где они приобретаются, как обновляется их "парк"?
Кирилл Амосов: — Разными путями. До нового сезона шли поступления от ЕГФ, пока мы играли в еврокубках. Таких немного: три мяча на игру, но каждый последующий евроматч должен играться новыми, так что прежние уходят в тренировочный процесс. Затем Суперлига, определённое количество выделяет ФГР... Мячи игроки чистят и сами.
За каждый новый сезон происходит постепенная замена. За обновлением следят сами гандболисты. Особенно в конце сезона. Совсем старые мячи отправляются в утиль, а те, что поновее, основа отдаёт в расположение новичков, в УОР и дубль.
Александр Нефедович: — У каждого игрока должен быть свой тренировочный мяч. Мы используем поступления от ФГР, но сами закупаем тоже. Мячи, как ни крути, это, по большому счёту, расходный материал. Как правило, комплекта хватает на сезон. Иногда приходится менять и раньше.
7.Как и где приобретается "липучка"? Сколько банок необходимо запасать на сезон?
Кирилл Амосов: — Этот атрибут поставляется вместе с комплектами формы. Мы вносим дополнительную сумму в заказ, и в середине августа "липучку" нам привозят. В Чехове заведено, что за запасом следит массажист Михаил Прилуцкий. Если грядёт нехватка, дня за два-три он об этом сообщает, и мы со склада их приносим на площадку.
За сезон приблизительно уходит 20-30 банок, но в предыдущем пришлось докупить. Снабжаем и дубль. Стоимость варьируется. Липучка известной немецкой фирмы недавно оценивалась в 5 тысяч рублей за банку объёмом в 0,5 л, и средство находится в свободном доступе. Чем известнее в гандбольном мире фирма, тем дороже обойдётся. А иначе и не бывает.
Александр Нефедович: — Мы приобретаем заранее с расчётом на максимальное количество матчей. Прогнозируемый расход до конца мая — 35-40 банок. Всё куплено, экономить не будем. Конечно, с экипировкой и материалами в связи с международной обстановкой вообще стало труднее, но на сегодня проблемы решены.
Автор: Дмитрий Любимов "Быстрый Центр"